МЕСТО
ГОМЕОПАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ
НАУЧНОЙ
КАРТИНЕ МИРА
А.А.Черных
(Санкт-Петербург)
Заканчивается большая эпоха - эпоха упоения
достижениями научно-технического прогресса и небрежения к нуждам души. В недрах этого «железного» века, однако, возникли
необходимые предпосылки для перехода человечества на новый, более высокий уровень гармонии. В материальном плане это выход на
неисчерпаемые источники энергии и
безграничные возможности сохранения информации, умение создавать вещества с
заранее заданными свойствами.
(Обсуждение побочных, разрушительных для человека, явлений этих достижений лежит вне рамок настоящей
работы). В духовном плане - это осознание интегральных механизмов
функционирования человеческой психики. Есть много практических приложений этих достижений, среди них - высокоэффективные
психотерапевтические техники и, чудо из чудес, - гомеопатия. Роль и место
гомеопатии в современном мире не та, что была даже 10 лет назад. Стихает волна поверхностного интереса к ней
случайных людей, ловцов легкой
добычи. Но процесс идет в глубину. Увеличивается выпуск гомеопатических лекарств, объемы и ассортимент.
Растет количество публикаций по
гомеопатии, в том числе о проводимых научных исследованиях. Это особенно знаменательно и вполне закономерно, если рассматривать процесс на фоне тех
преобразований, которые происходят в современном естествознании в целом.
Для понятия «естествознание» имеется два
широко распространенных определения: 1) «естествознание - это
наука о природе как единой целостности» и 2) «естествознание - это совокупность наук о природе, взятая как единое целое». [6, стр. 6]
Настала пора посмотреть и
на гомеопатические феномены как на типичные
явления природы и-на саму Гомеопатию как явление физического, биологического, психологического и социального порядков. Могут ли эти феномены претендовать на свое
законное место в общей системе наук о природе?
Определимся с терминологией. Современное
понятие гомеопатии не сводимо к одной лишь лечебной
практике по принципу подобия. Как принцип подобия она существовала столько,
сколько существует человечество, в виде гомеопатической, симпатической или имитативной магии в языческих культах разного толка. Существует и сейчас в обрядах примитивных народов [9]. Сегодня гомеопатию можно рассматривать как эмпирическую модель, объединяющую, наряду с
принципом подобия, следующие феномены:
1.
Сама возможность действия на живой организм
сильно разведенных в инертном растворителе веществ
(бесконечно малых доз).
2.
Возрастание силы такого действия, если
вещества назначаются по определенным типологическим принципам
(в. т.ч. и по принципу подобия, но не только; во всяком случае не в узком смысле имитации
токсического действия материальных доз вещества).
3.
Конституциональный,
собственно типологический («портретный») и миазматический подходы, лишь в
незначительной степени могут быть отнесены к принципу подобия в этом
смысле. Они скорее соответствуют
архетипическому подобию*.
4.
Возможность переноса информации, реализующей
это действие, на другие носители (перезапись). И,
как частный случай этого явления, изменения физиологических и психических проявлений в ближайшем окружении объекта живой природы,
приведенного в контакт с
потенцированным веществом.
5.
Преимущественная значимость
психологических, конституциональных (над патологическими) критериев для
определения степени подобия. Существование ряда доктрин или практических терапевтических систем, имеющих одну общую черту, а именно: частная симптоматика понимается как часть и следствие нарушений более высокого уровня, в иерархии которых доминирующее значение имеют либо неадекватность личностных установок, либо токсические категории
(миазматическая отягощенность). Именно на их коррекцию направляются терапевтические усилия.
Историки науки выделяют в истории
человечества, от античных времен до наших дней, несколько периодов, связанных с
коренным пересмотром взглядов на устройство мироздания. Такое явление обозначается как глобальная естественнонаучная революция. Закономерности процессов научного познания таковы, что эти преобразования
начинаются в астрономии - с решения чисто астрономических проблем, связанных с недостаточной
удовлетворительностью принятой системы отсчета наблюдаемых движений в изучаемом мире. Но далее происходит
радикальный пересмотр имевшихся космологических
представлений о самом этом мире и о Вселенной в целом, приводя к смене
взглядов людей на явления, лежащие в физическом,
химическом, биологическом и психологическом планах естественной самоорганизации материи. А завершаются эти преобразования подведением нового физического
фундамента под надлежащие радикально
пересмотренные космологические представления обо всем мироздании.
Человеческому сознанию свойственно именно
себя помещать в центр мироздания. Таким видится мир
новорожденному ребенку. Таким он виделся десятки
тысячелетий первобытному человеку. Космологические представления этого периода
были связаны с непосредственным местом обитания и ближайшим
социальным окружением, то есть были топоцентрическими и
антропоцентрическими (эгоцентрическими). Общей
закономерностью развития человечества является то,
что все «последовательные революции в естествознании вообще (и, прежде всего, в астрономии, космологии и физике)
происходили именно в направлении систематического стремления преодолеть этот
антропоцентризм, или эгоцентризм» [6, стр. 58].
Первой общей естественнонаучной революцией
такого рода было создание последовательного учения о
геоцентрической сферической системе мира, начатое еще в VI в. до н.э. и завершенное Аристотелем (384-322 до н.
э.).
«Переход от исходного еще чисто субъективного
эгоцентризма или, в лучшем случае, племенного
(этнического) топоцентризма к общей для всех людей на
Земле геоцентрической точке зрения, т. е. к геоцентризму,
представлял собой первый и поначалу, пожалуй, очень
трудный шаг на пути необходимой объективизации естествознания. Непосредственно видимая полусфера неба, ограниченная местным
горизонтом, была дополнена аналогичной невидимой полусферой до полной небесной сферы. Мир стал более совершенным -сферическим, оставшись ограниченным (предельной небесной сферой). Соответственно и сама Земля,
противопоставленная остальной (небесной) сферической Вселенной как постоянно
занимающая в ней особое
(центральное) положение и абсолютно неподвижная, стала считаться сферической (шарообразной). Пришлось признать не только возможность существования
антиподов - обитателей диаметрально противоположных пунктов земного шара, но и
принципиальную равноправность всех
земных наблюдателей мира» [6, стр.
59].
«Вторая глобальная (общая) естественно-научная революция,преобразовавшая
все естествознание, была связана с уподоблением,
казалось бы, неподвижной Земли явно движущимся планетам, а, казалось бы, движущегося Солнца - так называемым неподвижным звездам, т.е. представляла собой переход от геоцентризма к гелиоцентризму,
а от него - к полицентризму. Это был переход ... к общему учению о всем потенциально бесконечном
иерархическом звездном мире, с действующим в нем всеобщим законом всемирного тяготения Ньютона. Эта революция, по существу - физически -была завершена Исааком Ньютоном (1643-1727) в его «Математических
началах натуральной философии» (1687)» [6, стр. 60].
«Переход от геоцентризма к гелиоцентризму,
казалось бы, окончательно обоснованный, вовсе не означает, что геоцентрическая
система отсчета утратила всякий смысл: люди по-прежнему живут на Земле и все
непосредственные наблюдения - даже гастрономические, - относят прежде всего к ней, отвлекаясь от ее движения» [6, стр. 69]. Точно так же для каждого конкретного индивидуума, в его взаимосвязях с ближайшим социальным окружением, не утратили значения и индивидуальные топоцентрические представления.
Третья глобальная (общая) естественнонаучная
революция, преобразовавшая все естествознание, «привела к отказу от какого бы то
ни было центризма вообще: Метагалактика - или вся
наша наблюдаемая астрономическая Вселенная как целое - стала описываться однородной и изотропной безграничной (сферически замкнутой)
релятивистской космологической моделью. Теоретическим выражением изменившихся
представлений человечества явилась общая теория
относительности Эйнштейна, т. е. релятивистская теория пространства, времени и гравитации (1915-1916)...
Затем российский физик, геофизик и космолог
Александр Александрович Фридман (1888-1925) получил целую серию нестационарных однородных и изотропных релятивистских космологических моделей, систематически равномерно расширяющихся или сжимающихся» [6, стр. 69-70]. Подтверждением реальности этих представлений,
явилось открытие американским астрономом Эдвином По-уэллом Хабблом (1889-1953) явления разбегающихся галактик (1929). Этот факт, наряду с открытием реликтового излучения - следа Большого Взрыва, доказывал, что вся наша Метагалактика систематически равномерно расширяется.
«Человек, действительно, не является центром
Вселенной, но вся непосредственно
наблюдаемая нами огромная по своим пространственно-временным масштабам и
систематически расширяющаяся
Метагалактика, со всеми ее галактиками типа нашей Галактики, содержащими звезды типа нашего Солнца, с
околозвездными планетными системами типа нашей околосолнечной планетной
системы, с планетами типа нашей Земли, оказывается типичной обитаемой космической системой, именно с такими
основными характеристиками, которые
необходимы и достаточны для появления
в ней живых организмов типа известных нам и для их
развития вплоть до возникновения разумных существ, типа нас самих.
Таким образом,
антропоцентризм, казалось бы, окончательно выставленный прочь
за наглухо захлопнутые за ним если не Птолемеем, то Коперником врата науки, но
постоянно маячивший перед незашоренным взором
наиболее глубоко и широко мыслящих ученых, таких,
например, как размышлявший о «Воле Вселенной» основоположник современной космонавтики
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) или заложивший основы
учения о биосфере и ноосфере Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), а также Пьер Тейяр де Шарден (1881- 1955), с его «Феноменом Человека», в конце
концов, ... все-таки вернулся в нее ... в виде возрожденного в современной космологии так называемого антропного принципа, который предвосхищался еще лаконичным пророческим изречением Протагора из Абдеры (около 490-420 до н. э.):
«Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и
несуществованию несуществующих» [6, стр. 71].
Сейчас мы находимся в преддверии четвертой
глобальной естественнонаучной революции, в которой, на
основе синтеза квантовых представлений о строении пространства (в
макромасштабах) и материи (в микромасштабах) предполагается формулирование
единой теории всех фундаментальных физических
взаимодействий - гравитационного, электромагнитного, сильного и
слабого.
«Эта революция,
возрождающая развитое еще Анаксагором (около 500-428 до
н. э.) древнее учение «все во всем», началась с утверждения основанной на теории относительности Эйнштейна идеи о принципиально необходимой структурной неисчерпаемости уникальной и всеобъемлющей Вселенной для преодоления всевозможных космологических парадоксов (1956), с выдвижения и обоснования идеи многомировой интерпретации квантовой механики и с рассмотрения всей нашей Метагалактики в качестве типичной обитаемой
космической системы, т. е. с возрождения в современной
космологии ... так называемого антропного
принципа (1957)» [6, стр. 72].
Весь фактический материал гомеопатии получен
при испытаниях или отравлениях, т.е. при сознательном или
случайном (но в любом случае методично отслеженном по тем или иным протоколам) при-меривании вещества к целостному человеческому организму. Таким образом
теоретические и практические концепции гомеопатии целиком и полностью
подчинены этому антропному принципу. Следующий фундаментальный аспект
теоретических и практических гомеопатических концепций - это факт
переноса информации на носитель (будь он реализован
механически или с помощью электромагнитного поля) с
повышением специфичности и степени генерализации
эффекта при каждом последовательном шаге такого переноса.
Этот аспект также может быть проиллюстрирован с помощью космологических
представлений.
«В структурно неисчерпаемой Вселенной
непосредственно наблюдаемая нами Метагалактика представляет
собой ... один из бесконечного множества всевозможных макромиров, которые
описываются соответствующими релятивистскими моделями
Фридмана. С учетом квантовых представлений о дискретном
строении материи каждый из этих
квазизамкнутых макромиров, как бы отпочковываясь от соседних макромиров,
при предельном сокращении его внешних размеров
и эффективной массы, очевидно, должен представлять собой надлежащий
микрообъект типа соответствующих элементарных
или даже субэлементарных частиц (античастиц), каждая из которых, с
характерными для них и принципиально существенными в микромасштабах специфическими фундаментальными физическими
взаимодействиями - электромагнитным, слабым или сильным, в свою очередь, потенциально содержит в себе, или скрывает за собой, целый макромир, т. е. Вселенная в целом должна иметь так называемую макро-микросимметрию» [6, стр. 71-72]. Автор усматривает в этом аналогию с известными в гомеопатии явлениями, возникающими при разведении и потенцировании. Эти явления могут быть распознаны разными способами, например, по возникновению реакции
на них у живого организма, спектроскопически [4], методом газоразрядной визуализации (эффект Кирлиан) [1]. Если абстрагироваться от молекулярной структуры вещества, а рассматривать его как однородную изотропную замкнутую среду, то последовательное
дискретное снижение плотности этой среды в инертном растворителе должно
сопровождаться энерго-информационными эффектами, тем
большими, чем больше степень разведения и сохранением свойств исходного вещества и информации о самом процессе на растворителе или носителе. .Это можно рассматривать
как особое агрегатное состояние вещества. Данное положение может рассматриваться в рамках гипотезы о квантово-механической
природе бесконечно малых доз. Обзор научных гипотез,
касающихся механизмов гомеопатических феноменов на разных уровнях, от
субмолекулярного до субклеточного имеется в работе А.А Крылова [5]
Важной особенностью состояния гомеопатии на
современном этапе является обилие школ и течений,
довольно сильно отличающихся по своим принципиальным установкам. Эти
отличия касаются использования одного или нескольких препаратов,
высоты потенций, продолжительности действия средства,
частоты приемов, оценки характера обострений, а также
использования или неиспользования самого принципа
подобия. Надо признать, что результаты лечебной практики при разных подходах
если не одинаковы, то по крайней мере сравнимы. Следовательно ни одна из
них не может возводиться в абсолют или, наоборот,
отвергаться. Таким образом принцип неопределенности, свойственный микромиру, проникает в лечебную
практику, основанную на использовании бесконечно малых доз (что, кстати, является косвенным подтверждением гипотезы о
существовании квантово-механических эффектов при разведении). Проблема заключается не в том, что мы не
имеем правил назначения лекарств, сформулированных столь же однозначно, как в
академической медицине (конечно, если речь идет обо всей гомеопатической метасистеме, а не о взглядах отдельных
«школ»). Решение вопроса о
неопределенности сводимо к тому, чтобы ставить определенные, реально
достижимые терапевтические цели (тактические и стратегические) и обеспечивать
механизм обратной связи, для установления
степени приближения к цели; в зависимости от происходящих изменений менять формы и методы воздействия
либо сами цели. При этом следует
учитывать реакции объекта воздействия
(пациент, как личность и организм, и его окружение) и субъекта воздействия
(врача). Эта схема является общей для решения задач в любых сферах человеческой деятельности.
Оценивать знак происходящих изменений (хорошо
или плохо) можно исходя из закона Геринга для организменного уровня, включая эмоции. Но сегодня этого недостаточно. Современная гомеопатия,
хотим мы этого или нет**, стремится
к решению психологических проблем личности (по
крайней мере в той степени, в которой видит в них
причину соматической и психической патологии). Изменения на уровне высших
духовных аспектов личности следует оценивать из
принципов сформулированных Антонио Менегетти, основателем онтопсихологии: «Человек имеет бесконечное число возможных способов
развития как положительных, так и отрицательных. Положительное - это все то,
что возвышает человека, как бы увеличивает его. Это хорошо. Отрицательное -
это все то, что принижает человека, уменьшает его, тормозит его развитие. Это
плохо. Принцип плохого и хорошего является в онтопсихологии единственным критерием морали. Если идет процесс развития, растет потенциал -это хорошо. Работа психотерапевта должна способствовать исчезновению болезни - это единственная мораль.
Никакой моральный кодекс не может определить
психического здоровья человека. Для настоящей психологии важен только человек» [8].
Таким образом, только изменение, т.е.
отношение вещей является
единственной реальностью и определенностью, что отнюдь не противоречит научности, более того, именно это и есть истине научный подход. «Но что же такое наука? - спрашивает Анри Пуанкаре (1854 - 1912), известный французский математик, физик и философ, в сочинении «Ценность науки», - ... это
прежде всего некоторая классификация, способ сближать между
собой факты, которые представляются разделенными, хотя они связаны некоторым
естественным скрытым родством. Иными словами, наука есть система отношений. Но, как мы только что сказали, объективность следует искать только в отношениях, тщетно было бы искать ее в вещах, рассматриваемых изолированно друг от друга.
Сказать, что наука не может иметь объективной
ценности потому, что мы узнаем из нее только отношения, -
значит рассуждать навыворот, так как именно только отношения и
могут рассматриваться как объективные» [цит. по 6, стр. 84].
Наши энергичные критики указывают нам, что
эффектов, связанных со столь малыми количествами вещества просто не может существовать. Серьезной аргументации естественно не приводится, т.к. критик не владеет достаточной информацией о предмете, а та, что есть - искажена. Если же он берет на себя труд вникнуть в суть дела, он быстро становится приверженцем нашей доктрины. История изобилует такими фактами (К.Геринг, В. Даль). Итак, фундаментальный
аргумент, в духе: «Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище», остается их главным оружием. Наблюдаемые результаты объясняются либо случайными совпадениями, либо наводками, связанными с ловкой спекуляцией на эффекте плацебо. Но проблема, связанная с тем, что
человеческому разуму трудно осознать материальность исчезающей
малости уже вставала перед человечеством в первой половине 20 века и была более чем
успешно решена. Но где? А как раз в ядерной физике!
Остроту борьбы умов, которая происходила на этом фронте хорошо иллюстрирует такой яркий факт из истории науки. В 1897 году Дж.Дж.
Томсон сделал первое сообщение об открытых им электронах. Один выдающийся
физик сказал ему тогда, что он им всем морочит голову. (Высшая, на грани
физического оскорбления, форма выражения неодобрения в среде
Королевского физического института) Это было понятно, Дж.
Дж. и сам пришел к выводу о
существовании электронов с неохотой. Через две тысячи лет после ярких атомистов
Демокрита и Лукреция Кара идея существования тел
меньших, чем атомы по-прежнему очень смущала. Но кто был
тем выдающимся физиком, который до конца жизни не признал их существование и своим ученикам запретил проявлять всякий интерес к этому? Вильгельм Конрад Рентген! Тот, кто эти самые электроны в те времена использовал как никто другой и именно благодаря им (точнее эффекту возникновения жесткого
электромагнитного излучения при бомбардировке электронами анода) так прославился! Но и сам Дж.Дж. Томсон с годами
«превратился по выражению Резерфорда «в кембриджскую окаменелость»,
ибо он в свой черед воспринял как мороку новые физические
идеи, прежде всего квантовые» [3]. Эти закономерные явления
заметил и обобщил Макс Планк: «Великая научная идея редко
внедряется путем постепенного убеждения и обращения своих
противников, редко бывает, что «Савл становится Павлом». В действительности
дело происходит так, что оппоненты постепенно вымирают,
а растущее поколение с самого начала осваивается с новой
идеей - пример того, что будущее принадлежит молодежи».
Здесь мы подошли к вопросу о научной истине
вообще, о проблемах познания и познаваемости мира. Это сложнейший вопрос, породивший целый ряд философских течений, каждое из которых (а не только
диалектический материализм), в сущности, способствовало и способствует продвижению человечества по пути прогресса
если не в одной, так в другой сфере человеческой деятельности. Например, подходы основанные
на детерминизме и позитивизме, лежат в основе
прогресса техники, химии, биохимии, фармакологии и т.д. В то же время они
неприменимы в сферах духовной деятельности человека, в общественном
устройстве, психологии. Даже природа самих процессов научного творчества и
научной интуиции не может быть адекватна рассмотрена в
рамках этих философских течений. Поэтому,
из потребностей неудовлетворенного человеческого ума возникают другие философские течения, такие как,
например, конвенционализм и аналитическая или лингвистическая философия.
Это сегодня мы знаем, что электрон и атом
вещи очень реальные. Мы знаем это, потому что получили
убедительные доказательства - ядерное оружие на одном полюсе,
микроэлектроника на другом. Но ведь этих доказательств не было еще у
великих физиков начала века, наблюдавших зыбкие ниточки тумана
в камере Вильсона и размытые полоски спектроскопических изображений. И их легко
было обвинить во всех смертных грехах, хотя бы в
погрешности измерений, не говоря уже о том, что они
замахивались на святая святых - классическую механику Ньютона. А почему, собственно, они должны
были верить в незыблемость этих представлений? И они находили в себе мужество допускать ограниченность этих представлений,
хотя и испытывали некоторый прессинг со стороны снобов от науки и гораздо более сильное влияние своего внутреннего сопротивления.
Ученых всегда занимал вопрос о том, не
являются ли исследуемые эффекты плодом их фантазии. Тем более, что теоретические допущения, на
которых основывались эксперименты, могли оказаться
изначально ложными, и точность измерений могла ввести в обман. Еще острее проблема субъективизма стоит в гомеопатической деятельности. Субъективны ощущения пациента или испытуемого, их интерпретация пациентом и их оценка врачом. Понятие о положительной и отрицательной динамике может расцениваться диаметрально
противоположно.
Сразу следует отмежеваться от бытующих
субъективно-идеалистических представлений: мир непознаваем,
поскольку не доказано существование субъекта и объекта познания. Не
может быть доказано или опровергнуто то, что человек не
является лишь участком пространства, которому свойственно одно
качество: способность генерировать ощущения и представления. Тем не менее не будем решительно отметать это представление.
Отнесемся к нему, как к предельно вырожденному случаю.
Оно потребуется нам, чтобы охлаждать восторг, когда в результате
усердной работы мы решим, что постигли
истину в последней инстанции или точно установили, что такое хорошо и что такое плохо. В конце концов вся наша деятельность строится на убеждении в том, что мир объективно существует и он познаваем, но, будучи беспристрастными, мы не
можем не признать, что такое
утверждение является лишь предметом веры. Эйнштейн в статье «О науке» писал: «Развивая логическое мышление и
рациональный подход к изучению реальности, наука сумеет в значительной степени ослабить суеверие, господствующее в
мире. Нет сомнения в том, что любая
научная работа, за исключением работы, совершенно не требующей вмешательства
разума, исходит из твердого убеждения
(сродни религиозному чувству) в рациональности и познаваемости мира».
Есть большой диапазон разрешенных состояний
между абсолютной химерой и абсолютным детерминизмом. Бытовая
истина находится ближе к детерминизму и является в таком смысле в большей или меньшей степени заблуждением (деллюзией!). Однако,
если это заблуждение возвести в индивидуальную веру, то в известных областях реальности оно будет хорошо работать.
«Всегда остающийся в пределах исследования науки неразлагаемый рационалистически остаток, т.е. иррациональный остаток, к которому приводят все основные научные эмпирические понятия при логическом анализе, означает, что мы должны принимать во внимание
наряду с безусловно необходимыми - достоверными
фактами, характерными для вполне детерминистической классической механики, и
факты вероятностные, лежащие в основе надлежащей квантовой механики (с ее соответствующей вероятностной интерпретацией и с характерным для нее принципом неопределенности), а также
факты веры, с которыми имеют дело не только все религии, но и атеизм, поскольку
«основанные на философских заключениях, атеистические
представления, - как справедливо заметил Вернадский, -по
существу тоже предмет веры» [6, стр. 31].
Гомеопатические воззрения пока еще почти целиком лежат в сфере этого «иррационального остатка». Более
того, у нас имеются заветы Ганемана,
например примечание к 6-му параграфу 5-го издания «Органона»: «Не понимаю, как могла возникнуть мысль искать предмет лечения единственно в недрах организма,
которые всегда оставались и останутся недоступными для наших исследований; как
возможно было питать эту сколько тщетную, столько же и
смешную уверенность, будто врач может
постичь внутренний невидимый беспорядок
организма и восстановить здоровье лекарствами, не заботясь о припадках
болезни, и даже считать этот способ лечения единственно верным и
основательным», - что, как справедливо заметил А.А. Крылов, «несколько озадачивает и даже удивляет современного
врача» [5].
То, что сейчас раскрыты многие тонкие
механизмы и расшифрован, в значительной степени генетический код,
не может служить доказательством того, что Ганеман заблуждался, говоря о
непознаваемой причине болезней. При всех успехах, запросы
все изощреннее, а вопросов все больше, и главный из них похож на постоянно отдаляющийся
от путника горизонт - а в чем причина? Ответ лежит не только в глубинах
морфологических структур, но и в закономерностях психики, и, более того, в
мировоззренческих установках. Возможно, на
расшифровку механизмов хранения и считывания организмом гомеопатической
информации потребуются материальные затраты еще
большие, чем в свое время на раскрытие тайн микромира. Может быть наши проблемы связаны с тем, что человечество еще не накопило достаточных фундаментальных знаний и материальных благ, и не достигло необходимого уровня духовности, чтобы подступиться к этой проблеме? Похоже, Ганеман знал, о чем говорил.
Логика развития
науки такова, что сейчас, на наших глазах происходит
формулирование универсального ключевого научного эмпирического обобщения в виде взаимосвязанных периодических систем фундаментальных структурных элементов материи на всех четырех возможных последовательных уровнях ее естественной самоорганизации
- физическом, химическом, биологическом и психологическом,
и соответствующего ему столь же универсального теоретического обобщения в виде периодических систем универсальных
характеристик, рассматриваемых элементов. Эти
периодические системы охватывают в целом Природу,
Вселенную, материю (со всеми присущими ей атрибутами в виде Жизни и
Разума, в том числе Высшего Разума - с бесконечными потенциальными
возможностями) [6, стр. 32]. Представляется вполне
очевидным, что лежащие в основе гомеопатических феноменов
фундаментальные явления природы (в большинстве своем еще не раскрытые, пронизывающие
все выше указанные уровни естественной самоорганизации
материи) в свое время займут свое место в этих
взаимосвязанных периодических системах.
Ясно одно - фактический материал и
теоретические концепции, которые бытуют в гомеопатии, это именно то, в чем сейчас
так нуждается человечество, и то, что идеально согласуется с антропным
принципом, возвращающимся и в науку, и в практическую человеческую
деятельность, преобразующую природу и общество.
* - Здесь архетип может быть описан как квазиматериальная («как бы» материальная) структура, суммирующая представления о веществе, объекте или явлении, сложившаяся вероятностным образом в процессе продолжительного взаимодействия человечества с этим веществом, объектом или явлением. Архетипы фиксируются в человеческом коллективном бессознательном и являются теми устойчивыми формами, в которых оно (бессознательное) существует. Коллективное бессознательное «по сравнению с индивидуальным бессознательным, то есть вместилищем комплексов, вытесненных в течение жизни индивида, представляет собой более глубинный и несравненно более важный слой, в своей наиболее фундаментальной части общий для всего человечества, хранящий генетическую память всего человеческого рода и врожденный каждому человеческому существу. Таким образом, коллективное бессознательное в полном смысле слова трансцендентно человеческому «Я», поскольку существует до и вне его; каждый отдельный индивид служит как бы временным реципиентом этой все-присутствующей, внеличной субстанции» [7, с. 10-11]. (К тексту)
** - а почему бы, собственно, нам этого не хотеть? Ответ лежит в области субъективности: у нас в медицине существует традиция негативного отношения к тем врачам, которые занимаются проблемами, выходящими за рамки их узкой специализации. Решайте сами, насколько этот фактор обоснован, силен и серьезен. Однако следует учесть, что вычленить психологический фактор из гомеопатической практики, пусть даже очень специализированной, гораздо труднее, чем из аллопатической. (К тексту)
Литература:
1.
Александрова Р.А., Долинина Л.Ю., Лубеева О.А., Савицкая Ж.С., Филиппова Н.А.
Сравнение энергоинформационных эффектов гомеопатических конституциональ
ных препаратов, акупунктуры и некоторых аллопатических средств у больных брон
хиальной астмой//Гомеопатия и фитотерапия.- 1999, № 1.- С. 33 - 37.
2.
Ганеман Х.Ф.С. Органон врачебного искусства. - СПб.: Аврора, 1992 - 144 с.
3.
Данин Д.С. Вероятностный мир. - М: Знание, 1981 - 208 с.
4.
Клепеткова Л.Н., Лобышев В.И. Экспериментальная проверка сущности гомеопати
ческих явлений//Гомеопатия и фитотерапия.- 1999, № 2.- С. 28-30
5.
Крылов А.А. Пути построения теории гомеопатии//Гомеопатия и фитотерапия.-
1994, № 1.-С. 3-8.
6.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Путина В.Н.. Естествознание. - М: Агар, 1996 - 384 с.
7.
Юнг К.Г. о современных мифах: Сб. трудов: Пер. с нем. (Предисловие Л.О. Акопян)
- М. Практика, 1994. - 252 с.
8.
Менегетти Антонио. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике:
Пер. с итал. и англ./Общ. ред. Е.В. Романовой и Т.Н. Сытько. Вст. ст. Е.В. Романо
вой и Т.И. Сытько. -Л.: ЭКОС и Ленинградская ассоциация онтопсихологии, 1991. -
112с.
9.
Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Пер. с англ.
-2-е изд. -М.: Политиздат, 1983.-703с.